В древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые духи (следы такого употребления термина — в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах).
(старослав. ед., ч. бесъ
укр. бic
болг. бяс, бес
сербо-хорв. виjec
чеш. bus
польск. bies и т.д.)
В древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые духи (следы такого употребления термина — в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах). Из языческой терминологии слово попало в христианскую традицию, где было использовано для перевода греч. daimones — демоны. В старых церковных поучениях против язычества слово «Б.» продолжало использоваться в первоначальном значении «злой дух», хотя категория злых духов расширена за счет включения сюда старых слав, языческих богов (Перун, Белее, Мокошь и др. называются здесь тоже Б.).
В. В. Иванов, В. Н. Топоров.
В народной демонологии славян представления о бесах развивались под влиянием церковно-книжной традиции и сближались с поверьями о черте.
В памятниках древнерусской литературы и летописях к «бесам» оказались причислены высшие и низшие языческие божества, и слово «бес» могло иметь значение «языческий бог», «идол» (изображение божества). В житиях, повестях, заклинательных молитвах бесы выступают как нечистые злые духи, соблазняющие человека и наносящие ему физический и моральный вред (вызывают болезни, кликушество, пьянство, вводят в блудный грех). Бес обычно описывался как существо черного (синего) цвета; бес мохнатый, крылатый, хвостатый, на руках и ногах — когти, распространяет вокруг себя дым и смрад. Может явиться в образе зверя, змея, черного пса, медведя, волка, воина, монаха, инородца (эфиопа, поляка, литовца), скомороха, иногда — ангела, даже Иисуса Христа. Иконографические изображения беса подчеркивают его зооморфный облик (крылья, хвостик, птичьи лапы) и особо — остроконечную голову и волосы «шишом»). В русских памятниках XVII в. встречаются изображения беса с гипертрофированными гениталиями.
В народной демонологии сохранились представления о бесе как о персонаже, отличном от черта, дьявола и беса книжной традиции.
У восточных славян слово бесы служит для обозначения всех демонологических персонажей или для называния отдельных категорий духов:
русские:
— бес полуденный — полудница,
— бес во дворе — домовой,
— бес-волосатик — леший;
украинцы:
— польови 6iс — полевик.
У кашубов «бес» — антропоморфный злой дух высокого роста с огромными стопами.
Польские пастухи называют бесами злых духов в зверином облике.
Существует также польское поверье о «белых бесах», обитающих в «верхнем» мире (в отличие от подземных духов — «страхов»).
У болгар сохранились представления, по которым бес — это злой дух, умерщвляющий собак, или дух болезни, передающейся человеку при укусе больной собаки.
У сербов существует поверье о бесе как о демоне, вселяющемся в людей и животных и вызывающем бешенство (Косово).
Бесами называются великаны в сербских и болгарских легендах.»