Классификация камней
Принято считать, что качество и ценность камней зависит от их прозрачности, цвета, чистоты и астеризма (то есть когда при отражении на поверхности камня являются световые фигуры, напоминающие звездные лучи). Ценность камней определяется также их редкостью и трудоемкостью обработки
К дефектам камней относятся различные органические включения (исключая янтарь, которому они только прибавляют ценность), деформации кристаллической структуры, цветовые полосы, пустоты, заполненные жидкостями и газами.
В России принята классификация, составленная академиком А. Е. Ферсманом. Он предложил разделить самоцветы на три класса в зависимости от относительной ценности.
Камни I порядка: алмаз, сапфир, рубин, изумруд, александрит, хризоберилл, благородная шпинель, эвклаз, жемчуг.
Камни II порядка: топаз, берилл, аквамарин, воробьевит, гелиодор, розовый турмалин, фенакит, демантоид (уральский хризолит), аметист, альмандин, пироп, уваровит, хромдиопсид, циркон, гиацинт, благородный опал.
Камни III порядка: бирюза, турмалины (зеленые и гюлихромные), кордиерит, сподумен (кунцит), диоптаз, эпидот, горный хрусталь, дымчатый кварц (раухтопаз), светлый аметист, сердолик, гелиотроп, хризопраз, полу-опал, агат, полевые шпаты (солнечный камень, лунный камень), содалит, пренит, андолузит, диопсид, гематит (кровавик), пирит, рутил, янтарь, гагат.
Поделочные
камни: нефрит, жадеит, лазурит, содалит, амазонит, Лабрадор, орлец (родонит), малахит, авантюрнн, дымчатый и розовый кварц, агаты, яшмы, стеатит, обсидиан и т.д.
Огранка драгоценных камней и их оправы
Большое значение в определении стоимости камня имеет его огранка. Для чего нужна огранка? Для того чтобы выявить внутреннюю игру самоцвета, усилить его блеск и подчеркнуть особые световые эффекты, затушевать малозаметные дефекты и при этом максимально сохранить натуральную величину камня.
Самый древний и простейший способ огранки — кабошон (от фр. caboch — башка, обойный гвоздь). В этом случае камню придается выпуклая форма без граней (если форма кабошона придается со всех сторон, то получается бусина).
Во второй половине XVII века была изобретена фасетная огранка — шлифовка и огранка, при которой наносятся множество мелких граней. Фасетная огранка бывает бриллиантовой и ступенчатой.
Полная бриллиантовая огранка — не менее 32 фасет в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части.
Бриллиантовая огранка бывает нескольких видов. Наиболее распространенные — «восьмерка» и «роза».
Огранка «восьмерка» имеет кроме площадки по 8 фасет в верхней и нижней частях. Она применяется для обработки мелких камней, полная огранка которых невозможна.
«Роза» — огранка без площадки и нижней части. Различают несколько вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и др.). Однако ювелиры утверждают, что «роза» дает плохую игру камня, поэтому такую огранку используют на камнях с дефектами.
Ступенчатая огранка (лесенкой) используется для цветных, прозрачных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет и направления к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше, чем в верхней. Эта огранка позволяет подчеркнуть внутреннюю окраску камня.
Клиньевая огранка — разновидность ступенчатой огранки, при которой каждая фасета разделяется на четыре клина.
Цейлонская огранка дает возможность максимально сохранить массу камня: на самоцвет наносится множество мелких фасет.
Изумрудная ступенчатая огранка применяется при восьмиугольной форме камня, используется в основном для обработки изумрудов. Самой признанной в мире считается уральская изумрудная огранка.
Табличная огранка — простой вид ступенчатой огранки. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Применяется для мужских перстней, особенно печаток.
При одном и том же виде шлифовки камням могут быть приданы разнообразные формы: шар, овал, конус, антик (квадрат или прямоугольник с закругленными углами и пологовыпуклыми сторонами), треугольник, каре (квадрат), шестиугольник, багет (вытянутый прямоугольник), трапеция, французская огранка (общий контур и площадка квадратные, фасеты треугольные), 11>у ша (капля грушевидная), челнок или маркиз (заостренный эллипс), подвесок (удлиненно-каплевидная), бриолет (грушевидная с перекрещивающимися лентами фасет), маслина (узкая, бочковидная). Известно также много фантазийных форм: сердце, герб и т.д.
Конечно же, в зависимое
от качества и сложности огранки увеличивается (или уменьшается) цена самого камня. , Огромное значение имеет и оправа камня.
Различают несколько основных видов оправ.
Глухая — камень удерживается в гнезде вертикальными стенками, придавленными к нему. Обычно таким образом закрепляют непрозрачные
камни с гладкой нижней поверхностью.
Ободковая — камень лежит на опорном пояске. Свет падает на камень и сверху, и снизу, поэтому эта оправа применяется для крепления прозрачных камней.
Шатан — разновидность ободковой оправы, когда металлическая опора камня вырезается в виде короны и свет падает на камень.со всех сторон. Чаще всего используется для бриллиантов.
Кретоновая — еще одна разновидность ободковой оправы, когда камень крепится отдельными выступающими металлическими полосками (крапанами). Эта оправа не очень надежна, но дает возможность камню быть максимально освещенным.
Корнеровая — камень удерживают маленькие столбики (корнеры).
Кармезиновая — вокруг большого камня размещается венок из более мелких камней.
Каре — камень вставляется в квадратную пластинку и удерживается четырьмя корнерами. Это дает красивое сочетание камня с металлом.
Разрезная — оправа, па поверхность которой наносится резной, узорчатый орнамент. В этом случае камень освещается сбоку.
Секционная — когда несколько прямоугольных камней закреплены одновременно.
Тиктовая — камин устанавливаются как можно плотнее друг к другу. Создается впечатление, что они являются единым, целым.
Фадеповая —
камни закрепляют в длинные полоски металла таким образом, что они почти соприкасаются с руднистами.
Понятно, что чем сложнее в исполнении оправа, тем дороже изделие.
Однако официальная оценка камней только дает представление об их рыночной стоимости. Истинная же ценность минералов заключается в их способности влиять на здоровье и судьбу человека.